Общеразвивающая программа музыкально-театральной студии Калейдоскоп улыбок на 2021-2024 гг_compressed

992500ab0170-49439e2f9d0a62f30671

Подписан цифровой подписью:
992500ab-0170-4943-9e2f9d0a62f30671
DN: CN=992500ab-0170-4943-9e2f9d0a62f30671
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Расположение:
Дата: 2022.10.20 12:55:19+03'00'
Foxit PDF Reader Версия: 12.0.0

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида
№ 12 «Золушка» города Новошахтинска

Принято
Педагогическим советом
Протокол от 16.08.2021 г № 1

Утверждено:
Приказом МБДОУ д/с № 12
от 16.08.2021 г № 1
Заведующий МБДОУ д/с №12
______________Семкова М.А.

Общеразвивающая программа
музыкально-театральной студии
«Калейдоскоп улыбок»
на 2021 - 2024 учебный год

Составитель:
Рыкова Лариса Леонидовна
музыкальный руководитель

г. Новошахтинск
2021 г

«Одаренность человека - это аленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и
требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А.Сухомлинский
Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность,
несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сенситивным периодом для развития
способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый
ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных
условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в
своем развитии.
Дополнительное образование – особо ценный вид образования, который расширяет
и углубляет знания детей, полученные на занятиях в детском саду, способствует
формированию личности человека, дает ему возможность самовыразиться и
самореализоваться в жизни, сделать ее насыщенней и ярче. Ребенок получает право
выбора творческой деятельности.
Основным мотивом является интерес.
Работа по театрализованной деятельности идет по следующим направлениям:
- первичные мероприятии, направленные на выявление способностей у детей;
- занятие детей в кружке;
- обеспечение участия одаренных детей в конкурсах, фестивалях.

Общая характеристика общеразвивающей программы
музыкально-театральной студии «Калейдоскоп улыбок»
1. Актуальность.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в
содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и
является его приоритетным направлением. Богатейшее поле для эстетического развития
детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная
деятельность.
В связи с этим, появился театральный кружок «Калейдоскоп улыбок».
Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей
ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к
познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию
ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего
интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной
деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе,
трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка
развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность,
способность к импровизации. Частые выступления на сцене перед зрителями
способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка,
раскрепощению и повышению самооценки. Упражнения на развитие речи, дыхания и
голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах
животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать
пластические возможности движений.
Театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется играм, играя, раскрывает
душу добру. Он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии,
связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных
качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности,
раскрепощённости и т.д.
Игра в театр позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации
опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость,
застенчивость, неуверенность в себе. Театрализованная деятельность помогает не только
раскрыть творческие способности, но и развить их. Таким образом, театрализованная
деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку
освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они
копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на
красавицу Принцессу, озорного Буратино, добрую Фею. Игры детей можно рассматривать
как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность
побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление
бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического
творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель
как часть общего, волнующего детей замысла.
Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять
театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:
• сформировать правильную модель поведения в современном мире;
• повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
• познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством,
правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
• совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к
созданию новых образов, побуждать к мышлению.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так
как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая
культура его речи, её интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей,
ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него
улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно
пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Участвуя в
театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его
многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют
их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию
умственных способностей. С умственным развитием связано и совершенствование речи.
Театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию личности,
умеющей творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из
сложившихся ситуаций. Она благоприятно влияет на развитие речевой культуры детей,
его разговорную и диалогическую речь.
Эта программа рассчитана на два года: на старший и подготовительный возраст.
Цель программы: развивать коммуникативно -творческие способности детей
посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
Познакомить детей с различными видами театра.
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
 Сформировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить
имитировать характерные движения сказочных животных.
 Развивать у детей элементы художественно-образных выразительных средств (интонация,
мимика, пантомимика), желание выступать перед родителями, сотрудниками детского
сада.
 Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи.
 Развивать разговорную, диалогическую речь в соответствии с сюжетом инсценировки.

Развивать речевую культуру.
 Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая,
говорить, обращаясь к партнеру).



Основные направления программы:
1.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения
дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
- Что такое театр, театральное искусство;
- Какие представления бывают в театре;
- Кто такие актеры;
- Какие превращения происходят на сцене;
- Как вести себя в театре.
2. Сценическая речь. Объединяет игры и упражнения, направленные на
совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции,
интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная
гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи

(научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и
упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
3. Ритмопластика. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные,
пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных
психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего
тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
4. Мастерство актера. Направлено на развитие игрового поведения детей,
формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных
жизненных ситуациях; содержит: игры и упражнения, развивающие способность к
перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии;
инсценировки стихов, рассказов, сказок.
5. Постановка спектаклей. Прививать желание участвовать в кукольном
спектакле.
Умение взаимодействовать с партнёром, используя кукол разных систем.
Способность к созданию образа с помощью куклы определённой системы.
Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение взрослого
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Здоровьесберегающие технологии:
• дыхательная гимнастика
• артикуляционная гимнастика.
• пальчиковые игры со словами,
• гимнастика для глаз,
• физкультминутка, динамические паузы

Ожидаемые результаты к концу года:
Старшая группа:
- дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);
- показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые
гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;
- произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с
разной силой голоса;
- выразительно читают стихотворный текст;

- передают образ героя характерными движениями;
- действуют на сцене в коллективе;
- держатся уверенно перед аудиторией.
Подготовительная группа:
- объясняют необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на
внутренний мотив;
- называют основные средства коррекции речи (специальные упражнения для язычка,
гимнастика для пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий);
- хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
- показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя
мимическими и пантомимическими средствами;
- сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
- выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;
- четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;
- произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, разной силой голоса;
- показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
- действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
- двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
- создают пластические импровизации под музыку различного характера;
- умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.
Театральная студия - оборудование:
- кукольные театры;
- пальчиковые театры;
- теневой театр;
- настольный театр (конусный, стаканчиковый, плоскостной и др.)
- театр масок;
- прищепковый театр;
- ширмы (для детей и взрослых);
- театр эмоций;
- переносной музыкальный центр;
- костюмерная «В гостях у сказки»;
- сказочные домики;
- театральный реквизит (деревянная печка, плетень, посуда, ширма, деревенские лавки,
прялка, детские музыкальные инструменты)
Учебно-тематический план:
№

Разделы

п/п

Количество часов
теоретические практические

общее

1

Основы театральной культуры

8

10

18

2

Сценическая речь

4

6

10

3

Ритмопластика

2

8

10

4

Мастерство актера

4

6

10

5

Постановка спектаклей

10

15

25

Итого

28

44

72

План работы общеразвивающей программы
музыкально-театральной студии «Калейдоскоп улыбок»
Расписание: пятница 16.00-16.30
Руководитель: Рыкова Л.Л.
Учебно-тематическое планирование:
Месяц, неделя
сентябрь
октябрь
1 неделя

Тема
мониторинг
анкетирование
Знакомство с театром
Как вести себя в театре.

2 неделя

Кто работает в театре.
«Закулисье».
Сюжетно-ролевая игра
«Театр»

3 неделя

Знакомство с театром
рукавичек.
Сила голоса.

4 неделя

Пальчиковый театр.
Речевое дыхание.

Содержание

- что такое театр?
- виды театров;
- с чего начинается театр;
Беседа, просмотр презентации.
Цель: дать представление о театре, познакомить с
видами театров (художественный, драматический,
кукольный); воспитывать уважительное отношения к
театру;
пополнение словарного запаса

- продолжить знакомство с театральными
профессиями и их важность;
- знакомство с устройством театра изнутри;
Беседа, о правилах поведения в театре
- активизировать познавательный интерес к
театральным профессиям; познакомить с
профессиями: актер, режиссер, художник,
композитор, костюмер;
- пополнение словарного запаса. - воспитывать
желание узнать новое.
Показ (театр рукавичек);
- самостоятельные театрализованные игры
- артикуляционная гимнастика;
- игра «Перебежки»;
- скороговорки;
- пальчиковые игры;
- игра «Веселый бубен»,
Цель: освоение навыков владения этим видом
театральной деятельности;
развивать силу голоса;
работа над активизацией мышц губ.
- Показ сказки «Теремок» (пальчиковый театр);
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- скороговорки;
- самостоятельная театрализованная деятельность
- освоение навыков владения этим видом театра;

Ноябрь
1 неделя

Слух и чувства ритма

2неделя

Мимика и жесты.

3 неделя

Играем пальчиками.
Пантомима.

4 неделя

Постучимся в теремок.
Конусный театр.

Декабрь
1 неделя
2 неделя

3 неделя

- развитие речевого дыхания;
- активизировать интонацию голоса:
произнося фразы: грустно, радостно, сердито.
- Инсценировка сказки «Лиса и журавль»;
- артикуляционная гимнастика; -упражнение угадай
интонации;
- скороговорки;
- игра «Успокой куклу»;
- отгадываем загадки;
- этюд «Колокола»;
- игра «Волшебные превращения».
Цель: раскрепощение через игровую деятельность;
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- упражнение на дыхание
«Дует ветер»;
- игры «Прекрасный цветок», «Солнечный зайчик»;
- этюды «Это я, это мое!», «Гномы и великаны».
Цель: формировать умение средствами мимики и
жестов передавать наиболее характерные черты
персонажа сказки;
- расширять словарь жестов и мимики.
- артикуляционная гимнастика;
-игра «вьюга»;
- упражнения на развитие сенсомоторики;
- этюд «старый гриб»;
- пальчиковая гимнастика;
Цель: закреплять в речи детей понятия «пантомима»;
- развиваем умение концентрироваться на предмете и
копировать его через движения рук, пальцев;
- активизировать сценическую раскрепощённость.

- показ сказки «Колобок» (конусный театр)
- игра «Одуванчик»
- этюды:
«Медведь в лесу»
Цель: освоение навыков владения этим видом
театральной деятельности;
- вызвать положительный настрой при знакомстве с
новой сказкой;
- совершенствовать выразительность движений.
Знакомство с куклами- продолжать расширять кругозор детей.
говорунчиками
Артикуляционная гимнастика, отработка
скороговорок для чистоты речи.
Куклы пальчикового
- побуждать детей играть куклами настольного
театра, на фланелеграфе. театра, помогая им в самостоятельной игровой
деятельности.
Беседа с показом иллюстраций
Практическое занятие
Этюды под музыку
«Ритмопластика»
«Листочки», «Лесные жители»
Практическое занятие
Обыгрывание сценки с помощью жестов и мимики
«Психогимнастика»
Используем кукольный театр, показ за ширмой

4 неделя

Театральные игры.

Январь
2 неделя

Знакомство со
штоковым театром.

3 неделя

Наши эмоции.
Изображение различных
эмоций

4 неделя

Знакомство с масочным
театром.

Февраль
1 неделя
2 неделя

Театр на фланели.

3 неделя

Знакомство с теневым

Мимика и жесты

- продолжать работу по обучению детей приемам
кукловождения (настольный театр);
- учить детей воспроизводить отдельные черты
характера (уверенность в себе
Артикуляционная гимнастика;
«Что изменилось?»
«Поймай хлопок»
«Я положил в мешок..»
«Тень»
«Внимательные звери»
«Веселые обезьянки»
«Угадай, что я делаю»
- развиваем игровое поведение, готовность к
творчеству; - развиваем коммуникативные навыки,
творческие способности, уверенность в себе.
Артикуляционная гимнастика;
- игра «Лиса и волк»;
- игра «Ловим комариков»;
- игра «Волшебный стул»;
- пальчиковые игры;
- развивать способность распознавать
эмоциональные состояния по мимике;
- учить подбирать нужную графическую карточку с
эмоциями конкретной ситуации и изображать
соответствующую мимику на лице.
Артикуляционная гимнастика;
- игра «Не ошибись»;
- игра «Если гости постучали»;
- помочь понять и осмыслить настроение героев
сказки, способствовать открытому проявлению
эмоций и чувств различными способами.
- развиваем умение передавать через движения тела
характер животных.
Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»
Демонстрация сказки «Три поросёнка» при помощи
фланелеграфа.
Артикуляционная гимнастика;
Упражнения на тренировку памяти;
Игра «Заря»;
этюд «Отряхнем руки»;
пальчиковые игры
этюд «любимая игрушка»;
игра «Старый сом»;
упражнения на развитие сенсорной моторики;
игра «Кошка и скворушки»;
игра «Почта»;
этюд «Кривое зеркало»
- совершенствовать выразительность мимики,
жестов, голоса при драматизации сказки;
- воспитывать доброжелательность – бесконфликтно
распределять роли.
Инсценировка сказки «Гуси- Лебеди».

театром

4 неделя
Март
1 неделя

2неделя

Инсценировка шутокмалюток (по потешкам)
Знакомство с театром
из деревянных фигурок,
резиновых игрушек
(персонажи из
мультфильмов).
Магнитный театр.
Драматизации сказки
«Кот и лиса»

3 неделя

Сценическая пластика.

4 неделя

Подготовка к
драматизации сказки
«Красная шапочка»
Распределение ролей в
сказке. Разучивание
слов.

Апрель
1 неделя

Обыгрывание знакомых
сказок по желанию
детей
Репетиция сказки,
подготовка костюмов
Закрепить понятие
«ролевой диалог».

2неделя

Цель: освоение навыков владения данным видом
театральной деятельности;
- развиваем мелкую моторику рук в сочетании с
речью.
Закрепить знание потешек, умение передавать
эмоции и чувства героев;
Инсценировка сказки «Три поросёнка»,
самостоятельная деятельность.
Цель: освоение навыков владения данным видом
театральной деятельности.
Игра «Угадай героя» Донести сказку детям;
Цель: закреплять умение распознавать поступки,
характеры героев;
- логично и выразительно отвечать на вопросы по
содержанию;
- воспитывать уважение к отвечающему.
Артикуляционная гимнастика;
- Этюды:
«Больной зуб»
«Укачиваем куклу»
«Игра со свечой»
«Самолет»
«Мяч эмоций»;
- Игра «Изобрази героя»
Цель: работа над развитием речи, интонацией,
логическим ударением;
- побуждать детей импровизировать;
- развивать умение показывать чувства и эмоции
сценической пластикой.
-Упражнение на речевое дыхание.
- разучивание ролей с детьми.
- упражнения на выразительность речи.
- работа над пластикой, мимикой, жестами.
Цель: формировать правильное, четкое
произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию);
- развивать воображение;
- расширять словарный запас;
- активизировать сценическую раскрепощённость;
- воспитывать терпение, взаимопомощь.
Работа над эмоциональностью речи
Игровые упражнения для расслабления мышц.

Цель - развивать умение строить диалоги между
героями в придуманных обстоятельствах;
- развивать связную речь; расширять образный строй
речи; - воспитывать уверенность.
развивать речевое дыхание и правильную
артикуляцию;

3 неделя

«Сочиняем сами».
Подготовка к итоговому
показу сказки «Красная
шапочка»»

4 неделя

Игры на развитие
речевого дыхания.
Репетиция сказки.

Май
1 неделя

2неделя

Культура и техника
речи.
Последняя репетиция
сказки, подготовка
атрибутов, декораций,
костюмов.
Итоговый показ сказки

3 неделя
4 неделя

диагностика
диагностика

- развивать дикцию учить строить диалоги;
- воспитывать терпение и выдержку.
Цель: побуждать детей сочинять несложные истории
героями, которых являются дети;
- воспитывать чувство юмора, способствовать
повышению самооценки детей;
- развивать связную речь детей (диалогическую);
Цель: развивать речевое дыхание и правильную
артикуляцию;
- развивать дикцию;
- учить строить диалоги;
- воспитывать терпение и выдержку;
Игры и упражнения: «Мыльные пузыри», «Футбол»,
«Удивленный бегемот».
Цель: учить детей принимать на себя роли сказочных
героев;
- развивать исполнительские умения через
подражание повадкам животных; - воспитывать
чувство коллективного творчества.
Отработка диалогов.
Показ детям детского сада и родителям сказки
«Красная шапочка»
- показать чему научились дети за год.

Список литературы:
- О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам народной
культуры»,г.Санкт-Петербург.2010г;
- Н.Сорокина, Л.Миланович «Куклы и дети», г.Москва «Обруч», 2012г;
- О.П.Радынова «Музыкальные шедевры», г.Москва. «Сфера», 2010г;
- А.И.Буренина «Программа музыкального воспитания» «Тутти»
г.Санкт-Петербург, 2012г;
- И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»;
- П.А.Синявский «Лучшие песни для детей «Веселая кампания», РИО
«САМОВАР 1990»;
- М.Б.Зацепина «Народные праздники в детском саду», Мозаика-Синтез,
2008г;
- А.Кленов «Там, где Музыка живет», Педагогика – Пресс, 1994г;
- А.И.Буренина «Программа музыкального воспитания детей дошкольного
возраста», Музыкальная палитра, 2012г;
- А.И.Буренина «Ритмическая мозаика», Музыкальная палитра, 2012г;
- Т.Доронова «Театрализованная деятельность, как средство развития детей
4-6 лет», Москва, Обруч, 2014г;
- И.М.Петрова «Театр на столе» «Ручной труд для старших дошкольников»,
Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2008г;
- Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам»
(театр картинок, театр игрушек, театр петрушек), Москва «Просвещение»,
1982г;
- Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина «СА-ФИ-ДАНСЕ» (танцевально-игровая
гимнастика для детей), Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2000г;
- Е.В.Горшкова «От жеста к танцу», Москва «Гном и Д», 2002г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».